На саммите НАТО, который состоится 11-12 июля в Вильнюсе, Украине вместо приглашения на вступление в Североатлантический альянс могут предложить две модели гарантий безопасности – по финляндскому или израильскому образцу.
«Прямой» разобрался, что предусматривают эти две модели гарантий безопасности, и способны ли они обеспечить Украине долгосрочную безопасность и надежную защиту от российской агрессии.
Финляндская модель
Речь идет о гарантиях безопасности, которые Финляндия и Швеция получили от Великобритании и США на время вступления страны в НАТО. Они были закреплены 11 мая 2022 года и предусматривают:
— усиление сотрудничества в области обороны и безопасности;— интенсификацию обмена разведданными;— ускорение совместных военных тренировок, учений и развертываний;— сотрудничество в преодолении геополитических вызовов, таких как гибридные и киберугрозы;– мощную политическую поддержку.
Следует отметить, что подписанные со Швецией и Финляндией документы являются лишь декларацией о намерениях и не предусматривают вступления в войну стран-гарантов в случае нападения на эти две североевропейские страны – о применении 5 статьи о коллективной защите речь не идет. К тому же страны НАТО согласно правилам Альянса (статья 8 Вашингтонского договора) не могут предоставлять никаких формальных гарантий защиты нечленам организации.
То есть можно констатировать, что «финляндская модель» гарантий является лишь политической декларацией об усилении военного сотрудничества и не обязывает союзников к реальным действиям в случае военного конфликта.
Израильская модель
Двустороннего американо-израильского договора о взаимной обороне нет, то есть США не обязаны вступать в войну на стороне Израиля в случае нападения на эту страну.
Когда говорят об «израильской модели» безопасности, то подразумевают ряд соглашений по военному сотрудничеству с США.
В настоящее время США предоставляют Израилю 1<00-летний пакет помощи на 38 миллиардов долларов. Но тратить эти средства Израиль может, покупая в основном вооружение, производимое американским ВПК, только 25% — Вашингтон позволяет реализовать в Израиле.
Также между Израилем и США имеется ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве по поставке оружия и передовых технологий и финансированию израильских проектов по созданию новых разновидностей вооружения.
Константин Елисеев: нам нужны не гарантии безопасности, а гарантии членства в НАТО
Еще есть программа прямой коммерческой поставки, когда соглашения заключаются не между Вашингтоном и Тель-Авивом, а между американскими корпорациями и правительством Израиля. По этой программе США поставили Израиль вооружений на сумму до 20 миллиардов долларов.
Кроме того, действует программа передачи иностранным странам избыточной военной техники, которая предусматривает безвозмездную передачу Израилю или продажу по существенно заниженной цене (на 50–80%) устаревших и избыточных вооружений.
Кроме военной помощи, Израиль также получает от Соединенных Штатов экономическую помощь в виде гарантий по займам. К тому же для безопасности Израиля многое значит расположение на его территории складов американского оружия.
«Если переносить ситуацию взаимоотношений Израиля и США на Украину и ее отношения с НАТО, то здесь можно говорить, что в этом случае НАТО, страны отдельно или все совместно гарантируют Украине ежегодный пакет военной помощи, декларируют еще какие-то общие принципы типа того, что в Украины будет современная армия. Но если Запад хочет оказывать Украине постоянную военную помощь, то здесь особо не стоит приводить пример Израиля», — отмечает израильский военный аналитик Давид Шарп.
Впрочем, израильский путь военного сотрудничества с США предполагает мощную экономику, развитую ВПК, постоянно отмобилизованную большую и профессиональную армию – это стоит десятки и десятки миллиардов долларов в год. В условиях войны с РФ и из-за потери Украины значительной доли ее экономических мощностей тратить такие суммы на оборону наша страна может только пользуясь ее западными союзниками. Но эта помощь рано или поздно может закончиться, что чревато обвалом всего оборонного сектора Украины. Поэтому, очевидно, гарантии безопасности по израильскому образцу, в отличие от вступления в НАТО или двусторонних соглашений о военных союзах со странами Североатлантического альянса, не могут обеспечить Украине долгосрочную безопасность.
Также следите за “Прямым” у Facebook, Twitter, Telegram и Instagram.
Оставьте ваши комментарии